По числу каршеринговых авто столица РФ на первом месте в мире, в Москве таковых уже насчитывается около 38 тысяч. Да и в целом по стране машин, которые сдаются в аренду поминутно, тоже приличное количество — около 70 тысяч. Правда, в последнее время оклееные легко узнаваемыми логотипами легковушки стали заметно реже мелькать в потоке, а эксперты заговорили о кризисе отрасли. В чём причины упадка?
Во всём виноват коронавирус, это наиболее ходовая версия. Действительно, в ходе объявленной пандемии каршеринговые компании чуть было не померли, причем не только в РФ, но и по всему миру тоже. Так или иначе, в РФ каршеринговые компании остались на плаву и сейчас они, по идее, должны преуспевать. Но подобного не наблюдается, с ситуацией десятилетней давности, когда этот бизнес только стартовал, ничего общего. Просто люди разобрались, что к чему.
Всё дело в штрафах. Но не только за нарушение ПДД, хотя и тут всё очень мутно. За оплату квитанции от ГАИ с вас возьмут не менее 10%, самостоятельно перечислить деньги государству нельзя, то есть налицо навязанная услуга.
Более того, похоже, что далеко не все штрафы выписывает дорожная полиция. У автора был случай, когда пришлось передвигаться на каршеринговом авто по его родному району, и вдруг после этого пришло списание средств. Якобы, за нарушение разметки — там, где прерывистая линия на четырёхрядном шоссе становится сплошной, машина действительно заехала на ней где-то на полметра. Попытки словить аналогичный штраф на этом же месте на личном авто успехом не увенчались. Что это тогда было?
Но ПДД ещё ладно, главная беда — это «внутренние» штрафы с клиентов, которые выписываются по поводу и без оного, второй вариант чаще всего. В договорах оферты картшеринговых компаний чёрным по белому написано, что доказывать свою невиновность — это задача клиента. То есть действует презумпция виновности, что противоречит российскому законодательству.
Впрочем, в этих договорах многие пункты нарушают правую базу РФ, но убирать оттуда их не спешат.
Согласно данным юридической компании DestraLegal, в 2024 году средняя сумма штрафа составила более 158 тысяч рублей, а их число выросло на 60%. Любопытно, что у одной из самых популярных компаний около 10% денежных поступлений приходится именно на штрафы с клиентов, причём это с учётом того, что половина отменяется после протестов клиентов. В целом по отрасли счёт идёт на миллиарды рублей, проблема обостряется.
Оставленный в салоне мусор, дрифт, передача управления автомобилем третьему лицу — за всё это с вашей банковской карты спишут около 100 тысяч рублей. И потом доказывайте, что ничего такого не было.
Но самая любимая «фишка» прокатчиков — повреждения авто, тут суммы практически не ограничены.
Предоставлением доказательств компании себя не утруждают, как привило, присылается фотка «от фонаря». Порой откровенно сделанная в графическом редакторе, что можно расценить как мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба собственнику, т.е. свыше 5000 рублей (часть 2 статьи 159 УК РФ).
Если человек начинает «качать права» и угрожать судом, штраф моментально отменяется. Правда, все попытки привлечь авторов таких новаций к уголовной ответственности пока успеха не приносили — российская Фемида почему-то не видит тут состава преступления.
А вот от других «ошибок» правовая система вас не защитит. Очень популярный развод — машину вы покинули, нажали на смартфоне «окончание аренды», но потом с вас списали, как за несколько суток пользования. Типа аренда не была закрыта, сами виноваты. Вот тут уже ничего не доказать, точнее, доказать крайне сложно.
Безопасная технология пользования каршерингом непроста и требует больших затрат времени. Когда вы подошли к выбранной машине, её требуется обойти вокруг, с включённой на смартфоне камерой, заснять номер и внешний вид всех кузовных деталей. Если на улице темно, сделать сие непросто, лучше иметь с собой ещё и дополнительный фонарик. Далее открыть авто и проделать всё то же самое с салоном и багажником.
Включили зажигание — снимайте приборную панель, при этом не забывайте вслух озвучивать время и место происходящего, особенно важен пробег на одометре.
Настало время завершить аренду — повторяете всё то же самое, лениться не стоит, в противном случае можно влететь на кругленькую сумму. Нажали «завершить» аренду — тут же делаете скриншот сообщения от системы, что аренда завершена. Иначе тоже может прилететь сюрприз.
При этом на банковской карте, которую вы привязали к своему аккаунту в каршеринговой компании, должен быть минимум средств. Разумней всего для этого завести отдельный «пластик», что потребует дополнительных усилий, и тоже времени. Но лучше так, чем потом выцарапывать свои деньги обратно.
Общение с каршеринговыми сервисами в целом непросто и небезопасно, если есть такая возможность, его вообще лучше избежать. Между тем, мы перечислили ещё не все опасности.
Влететь на огромную сумму можно даже в том случае, если вы никогда не садились в каршеринговую машину — просто зарегистрировались в какой-либо компании, на всякий случай. В сервисах «течёт», персональные данные попадают сторонним мошенникам. Или же не сторонним…
Большое спасибо Анатолию, за оперативную отправку. Подрулевой шлейф чанган цс35. Всё работает!!!
Заказывал внутреннюю ручку открывания двери на Ланос и на него же ручку заднего стеклоподъемника. Анатолий принял заказ, оформил, прислал видео товара и организовал доставку. Все максимально быстро и четко. Спасибо
Купил четыре колеса, диски в сборе с резиной. Доставка в Череповец прошла быстро. Спасибо Алексею за помощь.
Анатолий БОЛЬШОЕ Вам СПАСИБО, за декоративную накладку на ГБЦ, состояние просто отличное. С Вами приятно иметь дело.
Менеджер грамотно и правильно подсказал по запчастям. Купил не все, что хотел, но многое на свой второй фокус.
Я зол. Приехал за капотом на приору. И вроде выбор есть, но не выбрал ничего.
Менеджер вежливый. Принес мне фару для моей Цэшечки W202, протер и даже помог сразу поставить. Спасибо.